Земля в СНТ
(садоводческом некомерческом товариществе).
Передача прав на земельные участки в садоводческих товариществах проводилось в 90-х годах по следующим схемам:
1.Путем передачи земельного массива в постоянное (бессрочное) пользование садоводческому товариществу, при этом каждый член СТ наделенный земельным участком при организации СТ в последствии мог приобрести право собственности, пожизненного (наследуемого) владения на представленный ему земельный участок но многие не воспользовались такой ситуацией. В такой ситуации от переоформления участка путём смены членства также рекомендуется воздержаться, так как наличие фамилии первоначального владельца в списке членов садоводства, приложенном к соответствующему постановлению районной администрации, может стать препятствием для приватизации этого участка любым последующим владельцем. Приватизацию земельного участка правильнее осуществлять до сделки, а не после неё. Однако понятно, что в случае смерти первоначального владельца без переоформления путём смены членства не обойтись.
Если земельный участок предоставлен Вам актом органа местного самоуправления на праве пожизненного наследуемого владения, на праве постоянного (бессрочного) пользования или без указания права, то оформление участка в собственность с 01 сентября 2006 года производится в упрощённом порядке (без вынесения нового постановления местной администрации). Для регистрации права собственности на такой земельный участок достаточно представить в регистрационную службу указанный акт и кадастровый паспорт (кадастровый план) земельного участка, полученный в территориальном отделе Роснедвижимости.
2.Путем приватизации всего земельного массива, ранее представленного СТ по следующим образом:
- земли общего пользования передавались членам садоводства в общую совместную (в прежней терминологии - "коллективно-совместную") собственность с выдачей свидетельства;
- индивидуальные участки садоводов, выразивших желание участвовать в приватизации и подавших соответствующие заявления, передавались каждому из них в единоличную собственность с выдачей свидетельств;
- индивидуальные участки садоводов, не подавших заявления, передавались таким садоводам в общую долевую (в прежней терминологии - "коллективно-долевую") собственность с выдачей или без выдачи одного на всех свидетельства.
Такие земельные участки считаются уже приватизированными, в общую долевую (в прежней терминологии - "коллективно-долевую") или общую совместную (в прежней терминологии — "коллективно-совместную" собственность. То есть государство государство уже распорядилось данной землей передав ее в частную собственность. В таких случаях участки садоводов, не подавших заявления о приватизации, уже нельзя считать неприватизированными. В этом случае следует получить в архивном отделе администрации района архивную выписку из постановления главы администрации, которым производилась приватизация земель в садоводстве и в приложении к которому данный садовод значится как член садоводства, за которым закреплён участок. Далее следует получить кадастровый паспорт участка и зарегистрировать на него право собственности, после чего производить оформление сделки в соответствии с порядком, изложенным на текущей странице сайта. Если же приложение со списком садоводов к указанному постановлению главы администрации в архивном отделе отсутствует, что очень часто бывает (Либо в постановлении указанно выдать свидетельства членам СТ но списки членов СТ не готовились, и соответственно не утверждались, либо в постановлении просто дано указание специалисту администрации приступить к выдачи свидетельств в населенном пункте N, а чаще всего документы либо сгорели в результате пожара или утопли в результате …...) то признание права собственности на такой "недоприватизированный" участок придётся осуществлять в судебном порядке. Оформить во внесудебном порядке наследство на такой участок не представляется возможным, так как регистрация права общей долевой собственности садоводов, не подавших заявления, райкомземом должным образом не проводилась: свидетельство на право собственности на землю им не выдавалось, а если и выдавалось, то без указания в нём правообладателей - участников общей долевой собственности.
Хотя такая приватизации земель в садоводческих товариществах в части наделения граждан правом собственности на землю вопреки их воле явно не соответствует закону, но фактическое обстоятельство дел именно такое.
Обращаю Ваше внимание:
Членская книжка садоводства не является правоустанавливающим документом и не требуется ни на одном из этапов оформления. Если же Ваш участок не приватизирован и у Вас нет никаких документов на него кроме членской книжки, то переоформление участка может быть произведено посредством смены членства по правилам, установленным в Вашем садоводческом товариществе. В гражданско-правовом смысле эта процедура не является сделкой или наследованием. В данной ситуации особое внимание следует уделить проверке статуса земельного участка: действительно ли он является неприватизированным.
Некоторые из собираемых для сделки справок и документов имеют ограниченные сроки действия. Поэтому рекомендуется начинать оформление, когда уже найдена вторая сторона сделки.
Для оформления наследства сроки действия справок значения не имеют, даже если они на них обозначены! Это связано с тем, что информация, содержащаяся в этих справках, даётся на день смерти наследодателя и соответственно уже не изменится.
Однако в любом случае следует учитывать, что с течением времени могут измениться требования к форме и объёму содержания данных документов, вследствие чего станет необходимым их обновление. Начав оформление, не останавливайтесь на полпути!
если участок приватизирован
До введения в действие Земельного кодекса РФ (до 31.10.2001г.) приватизация земли подтверждалась всевозможными документами. Подчас разобраться в их многообразии невозможно даже многоопытному юристу. В связи с чем, для упрощения процедуры переоформления документов на землю Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" был дополнен статьей 25.2.
В соответствии с которой для переоформления документов на землю гражданину достаточно представить по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа вместе с заявлением и документами удостоверяющими личность заявителя документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
В случае, если этот земельный участок предоставлен Вам для ведения личного подсобного хозяйствадля переоформления документов на землю достаточно выписки из похозяйственной книги выдаваемой администрацией.
При этом если в имеющихся у Вас документах не указано право, на котором предоставлен земельный участок, или невозможно определить вид этого права, эти документы также принимаются на государственную регистрацию права собственности на земельный участок.
Кроме того, если в правоустанавливающем или правоудостоверящем документе не указанна категория земельного участка и (или) разрешенное использование, а также если указанные сведения не соответствуют фактическому назначению земельного участка. Вам необходимо обратится в местную администрация с соответствующим заявлением для издания Постановления об уточнении категории земель и изменении или уточнении разрешенного использования земельного участка.
Вниманию оформляющих наследство! Право собственности за уже умершими людьми не регистрируется! Поэтому, если наследодатель не зарегистрировал при жизни в установленном порядке своё право на земельный участок, необходимым может стать обращение в суд с целью подтверждения принадлежности умершему данного имущества и признания за наследником прав на него. Хотя многое здесь будет зависеть от нотариуса, ведущего наследственное дело, от текущей трактовки законодательства органами регистрации и от оснований приобретения участка наследодателем.
Перейдём теперь непосредственно к порядку оформления:
1. Закажите и получите в территориальном отделе Росснедвижимости кадастровый паспорт земельного участка с присвоенным ему кадастровым номером. Паспорт выдаётся в трёх подлинных экземплярах.
Срок исполнения:
две недели, если выдача кадастрового паспорта не связана со внесением в ГКН уточнённых сведений об участке;
четыре недели, если выдача кадастрового паспорта связана со внесением в ГКН таких сведений.
Более подробно об этой процедуре смотрите в разделе от межевания до кадастра.
2. Кроме того, у Вас на руках должен быть один из следующих документов:
- свидетельство о праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленное в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 или,
- государственный акт, удостоверяющий право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленного в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 или,
- свидетельство на право собственности на землю, оформленного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767;
(к данным правоподтверждающим документам государственный регистратор может Вас попросить приложить документ, содержащий решение о предоставлении Вам земельного участка указанный в свидетельстве, гос.акте т.е.: Постановление Главы администрации, решение Горсовета и т.п.)
В случае если не выдавалось свидетельство, государственный акт то Вам потребуется представить документ подтверждающий выделение земельного участка на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения это может быть как постановление местной администрации, так и договор дарения, купли — продажи и т.п. или решение суда.
В случае оформления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства Вам будет достаточно выписки из похозяйственной книги, оформленная в соответствии с приказом Росрегистрации от 29 августа 2006 г. N 146.
Теперь у Вас все готово для обращения в УФРС.